Что такое образовательные отношения и основания их возникновения
27.05.2024 **Образовательные отношения**Образовательные отношения представляют собой систему взаимосвязей между участниками образовательного процесса, формирующихся в соответствии с действующим законодательством и имеющих целью развитие личностных, социальных, интеллектуальных и физических качеств обучающихся.
**Основания возникновения образовательных отношений**
Образовательные отношения возникают в момент зачисления обучающегося в образовательную организацию, что подтверждается приказом о зачислении. Зачисление основано на согласовании воли его участников и оформляется договором об образовании между родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося либо совершеннолетним обучающимся и образовательной организацией.
Для возникновения образовательных отношений необходимо соблюдение следующих условий:
* Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности у образовательной организации.
* Соблюдение требований к образовательным программам.
* Наличие образовательных технологий и учебно-методического обеспечения.
* Наличие педагогического состава, соответствующего квалификационным требованиям.
* Соблюдение правил приема и зачисления обучающихся.
**Участники образовательных отношений**
* **Обучающиеся:** это лица, осваивающие образовательные программы образовательной организации.
* **Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся:** обеспечивают условия для получения ребенком образования, в том числе оказывают ему посильную помощь в освоении образовательной программы и соблюдении правил внутреннего распорядка образовательной организации.
* **Педагогические работники:** лица, которые непосредственно осуществляют образовательную деятельность, обеспечивают воспитание и обучение обучающихся.
* **Руководители образовательной организации:** отвечают за организацию и осуществление образовательной деятельности, создают условия для охраны здоровья и безопасности обучающихся, воспитанников и работников.
**Типы образовательных отношений**
Существует несколько типов образовательных отношений, различающихся по целевым установкам и видам взаимодействия участников:
* **Субъект-субъектные отношения:** основаны на равноправии сторон, признании их взаимных прав и обязанностей. Характеризуются партнерством, сотрудничеством и диалогом.
* **Субъект-объектные отношения:** обучающиеся выступают как объект обучения и воспитания, а педагоги - как субъект, реализующий образовательный процесс. Характеризуются преобладанием авторитарных методов и ограничением самостоятельности обучающихся.
* **Субъект-субъектно-объектные отношения:** это сочетание субъект-субъектных и субъект-объектных отношений. Педагоги выступают в роли организаторов, консультантов, а обучающиеся - в роли активных участников своего обучения.
**Структура образовательных отношений**
Структура образовательных отношений включает в себя следующие компоненты:
* **Целевой компонент:** определяет цели и задачи образовательного процесса.
* **Содержательный компонент:** включает в себя образовательные программы, учебные планы, методические материалы и средства обучения.
* **Организационно-деятельностный компонент:** включает в себя формы, методы и средства организации образовательного процесса.
* **Коммуникационный компонент:** обеспечивает взаимодействие участников образовательного процесса.
* **Контрольно-оценочный компонент:** позволяет отслеживать результаты образовательной деятельности и оценивать ее эффективность.
**Права и обязанности участников образовательных отношений**
Образовательные отношения регулируются нормами законодательства, которые обеспечивают права и обязанности его участников.
**Права обучающихся:**
* Получать качественное образование в соответствии с образовательной программой.
* Участвовать в формировании содержания образования и оценке его качества.
* Пользоваться учебной, научной и иной инфраструктурой образовательной организации.
* Обращаться за помощью к педагогическим работникам и администрации образовательной организации.
* Защищать интеллектуальную собственность.
**Обязанности обучающихся:**
* Уважать честь и достоинство педагогических работников и других участников образовательных отношений.
* Соблюдать правила внутреннего распорядка образовательной организации.
* Выполнять требования образовательных программ, участвовать в учебной и внеучебной деятельности.
* Бережно относиться к учебному оборудованию и имуществу образовательной организации.
**Права педагогических работников:**
* Осуществлять профессиональную деятельность свободно и творчески.
* Пользоваться правами и льготами, установленными законами и иными нормативно-правовыми актами.
* Получать доступ к научной, учебной, методической и иной информации.
* Создавать авторские произведения и использовать их в образовательном процессе.
**Обязанности педагогических работников:**
* Давать обучающимся знания и навыки в соответствии с образовательными программами.
* Воспитывать обучающихся, развивать их способности.
* Создавать благоприятные условия для обучения и воспитания.
* Уважать права и свободы обучающихся.
* Постоянно совершенствовать профессиональный уровень.
**Значение образовательных отношений**
Образовательные отношения играют важную роль в воспитании и развитии обучающихся. Они предоставляют им возможность получить знания, навыки, умения и компетенции, необходимые для успешной жизни в современном обществе. Образовательные отношения способствуют развитию личности, формируют нравственные ценности, воспитывают гражданскую позицию и готовят обучающихся к самостоятельной деятельности. См. Помощь в оформлении лицензии на образовательную деятельность