Использование средств видеофиксации при доказательстве незаконного использования товарного знака
30.05.2024В Арбитражный суд обратилось общество с ограниченной ответственностью «ХХХ» с исковым заявлением к ХХХ о взыскании компенсации в размере 10000 руб. за нарушение исключительных прав на товарный знак № ХХХ, компенсации в размере 10000 руб. за нарушение исключительных прав на произведение изобразительного искусства – изображение персонажа «ХХХ».
Соответственно, в предмет доказывания по требованию о защите исключительного права на объекты интеллектуального права входят следующие обстоятельства: факт принадлежности истцу указанного права и факт его нарушения ответчиком.
Из материалов дела следует, что в торговом павильоне, расположенном вблизи адресной таблички:, у ответчика представителем истца приобретен товар – «Мягкая игрушка».
Как указал истец, указанный товар был приобретен по договору розничной купли-продажи.
В подтверждение сделки продавцом не был выдан чек. Процесс заключения договора купли-продажи, в порядке ст. 12, 14 ГК РФ, в целях самозащиты гражданских прав, фиксировался Истцом посредством ведения видеозаписи.
Представленные истцом в материалы дела видеозаписи процесса приобретения товара фиксируют обстоятельства заключения договора розничной купли-продажи (процесс выбора покупателем приобретаемого товара, проход покупателя к продавцу, оплату товара), а также позволяют установить реализованный ответчиком товар и выявить идентичность товара, запечатленного на видеозаписи, с товаром, представленными в материалы дела.
Ответчик реализацию спорного товара не оспаривал. Материалами дела установлен факт реализации товара, представленного в качестве вещественного доказательства, именно ответчиком. Материалами дела подтверждается, что Общество с ограниченной ответственностью является правообладателем произведения изобразительного искусства - изображения персонажа , что подтверждается свидетельствами о регистрации прав на интеллектуальную собственность.
Наличие исключительного права истца на товарный знак № ХХХ подтверждено свидетельством. Исключительные права на вышеуказанные объекты авторского права принадлежат Истцу на основании:
- договора на создание аудиовизуального произведения.,
- Свидетельство о регистрации товарного знака.
Факт принадлежности истцу исключительных прав на товарные знаки ответчиком не оспаривался.
Оценив представленные в дело доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующим выводам.
Факт неправомерного распространения контрафактных материальных носителей в рамках договора розничной купли-продажи может быть установлен не только путем представления кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, а также заслушивания свидетельских показаний (ст.493 ГК РФ), но и на основании иных доказательств, например аудио- или видеозаписи. Для признания аудио- или видеозаписи допустимым доказательством согласия на проведение аудиозаписи или видеосъемки того лица, в отношении которого они производятся, не требуется. Информация о распространении гражданином контрафактной продукции не является информацией о его частной жизни, в том числе информацией, составляющей личную или семейную тайну. Видеозапись совершенной закупки произведена в целях самозащиты гражданских прав на основании ст.ст.12, 14 ГК РФ. Законодательством не ограничен круг действий, которые могут быть квалифицированы как самозащита гражданских прав. Таким образом, видеозапись можно считать таковой.
Следовательно, представленная совокупность доказательств подтверждает факт предложения товара к продаже и факт заключения договора розничной купли-продажи именно от имени ответчика. С учетом изложенного, доказан факт нарушения принадлежащих им исключительных прав действиями ответчика по продаже контрафактного товара - мягкой игрушки.