Лица, имеющие право на занятие педагогической деятельностью
26.05.2024 **Требования к лицам, имеющим право на занятие педагогической деятельностью**В соответствии с законодательством Российской Федерации к занятию педагогической деятельностью допускаются лица, отвечающие следующим требованиям:
**1. Образование**
* Наличие высшего образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки (специальности), соответствующему преподаваемому предмету, курсу, дисциплине (модулю).
* Для преподавания в организациях, осуществляющих дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование, требуется наличие высшего образования или среднего профессионального образования в области педагогики с дополнительной подготовкой по профилю преподаваемого предмета.
**2. Отсутствие судимости**
* Лица, имеющие или имевшие судимость за преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности, свободы, чести и достоинства личности, против семьи и несовершеннолетних, общественного порядка и общественной безопасности, против основ конституционного строя и безопасности государства не допускаются к занятию педагогической деятельностью.
* В целях проверки отсутствия судимости образовательное учреждение направляет запросы в территориальные органы МВД России.
**3. Отсутствие психических заболеваний**
* Лица, которым установлены психические расстройства, исключающие возможность выполнения профессиональных обязанностей, не допускаются к занятию педагогической деятельностью.
* Медицинское освидетельствование осуществляется в соответствии с Положением о проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1999 г. N 420.
**4. Соответствующий уровень квалификации**
* Квалификация педагога определяется его образованием, трудовым стажем, опытом работы, дополнительным профессиональным образованием и присвоением квалификационной категории.
* Аттестация педагогических работников проводится для совершенствования их профессиональных и деловых качеств. По результатам аттестации педагогам присваиваются квалификационные категории: "соответствует занимаемой должности", "вторая квалификационная категория", "первая квалификационная категория", "высшая квалификационная категория".
**5. Прохождение обучения по охране труда и пожарной безопасности**
* Педагоги должны пройти обучение и проверку знаний по охране труда и пожарной безопасности в соответствии с установленными порядками.
**6. Наличие педагогических и психологических компетенций**
* Педагоги должны обладать педагогическими и психологическими компетенциями, такими как:
* знание основных закономерностей и принципов обучения и воспитания, возрастной психологии и педагогики;
* умение выстраивать учебный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
* владение методами обучения и воспитания;
* способность к межличностному взаимодействию и организации образовательного процесса в коллективе;
* умение решать конфликтные ситуации;
* психологическая устойчивость и стрессоустойчивость.
**7. Соблюдение этических норм**
* Педагоги обязаны соблюдать этические нормы поведения и профессиональной этики, уважать честь и достоинство обучающихся и их родителей (законных представителей), коллег и всех участников образовательного процесса.
**Порядок допуска к педагогической деятельности**
* Допуск к педагогической деятельности осуществляется образовательной организацией, в которую принимается на работу педагог.
* Образовательное учреждение проверяет документы, подтверждающие наличие у педагога необходимого образования, отсутствие судимости, психических заболеваний и прохождение обучения по охране труда и пожарной безопасности.
* Педагог проходит собеседование с руководством образовательного учреждения для оценки его профессиональных компетенций и личностных качеств.
* По результатам собеседования и проверки документов руководитель образовательного учреждения принимает решение о допуске педагога к педагогической деятельности.
**Повышение квалификации педагогов**
* Повышение квалификации педагогов осуществляется через системы дополнительного профессионального образования, такие как курсы, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
* Целями повышения квалификации являются:
* обновление и расширение профессиональных знаний и умений педагогов;
* совершенствование педагогического мастерства;
* освоение новых педагогических технологий и методик обучения;
* развитие личностных и профессиональных качеств педагогов.
**Ответственность за нарушение требований к педагогической деятельности**
* Занятые педагогической деятельностью лица, не отвечающие установленным требованиям, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
* В случае выявления фактов допуска к педагогической деятельности лиц, не соответствующих требованиям, образовательное учреждение может быть привлечено к административной ответственности по статье 5.57 КоАП РФ "Нарушение порядка назначения или допуска к педагогической деятельности или занятие педагогической деятельностью при наличии непогашенной судимости за определенные преступления".
* За совершение преступлений, связанных с исполнением педагогических обязанностей, педагог может быть привлечен к уголовной ответственности.
См.: Оформление лицензии на образовательную деятельность