Независимая оценка качества подготовки обучающихся в образовательных организациях
29.05.2024 **Независимая оценка качества подготовки обучающихся в образовательных организациях**Независимая оценка качества подготовки обучающихся (НОКП) является одним из ключевых механизмов обеспечения объективного оценивания качества образования в Российской Федерации. Проведение НОКП позволяет выявить реальный уровень знаний, умений и навыков обучающихся, а также оценить эффективность деятельности образовательных организаций.
**Правовая основа НОКП**
Основным нормативным правовым актом, регулирующим проведение НОКП, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В соответствии с указанным законом НОКП проводится в отношении всех уровней образования по основным образовательным программам.
**Цели НОКП**
Основными целями НОКП являются:
* Объективная оценка качества подготовки обучающихся и выпускников образовательных организаций;
* Выявление и распространение передового педагогического опыта;
* Повышение качества образования и конкурентоспособности российской системы образования;
* Контроль за соблюдением федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
* Оценка деятельности образовательных организаций и эффективности их образовательных программ.
**Участники НОКП**
Участниками НОКП являются:
* Обучающиеся и выпускники образовательных организаций;
* Образовательные организации;
* Органы управления образованием;
* Независимые эксперты;
* Федеральные органы исполнительной власти в сфере образования;
* Общественные организации.
**Порядок проведения НОКП**
НОКП проводится в форме:
* Компьютерного тестирования;
* Выполнения письменных, устных или практических работ;
* Оценки портфолио обучающихся;
* Социологических исследований, проводимых среди обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников.
Конкретный порядок проведения НОКП устанавливается федеральными органами исполнительной власти в сфере образования с учетом особенностей уровня образования и образовательных программ.
**Организация и проведение НОКП**
Организация и проведение НОКП осуществляется на следующих этапах:
1. **Разработка контрольно-измерительных материалов (КИМ)**. КИМ разрабатываются на основе ФГОС и утверждаются федеральными органами исполнительной власти в сфере образования.
2. **Формирование групп обучающихся**. Группы обучающихся для прохождения НОКП формируются случайным образом из числа обучающихся, относящихся к соответствующему уровню и направлению подготовки.
3. **Проведение НОКП**. НОКП проводится в соответствии с утвержденным графиком.
4. **Обработка и анализ результатов НОКП**. Результаты НОКП обрабатываются и анализируются независимыми экспертами.
5. **Подготовка и публикация отчетов**. По результатам НОКП составляются отчеты, которые направляются в образовательные организации, органы управления образованием и публикуются на официальных сайтах.
**Использование результатов НОКП**
Результаты НОКП используются для:
* Принятия управленческих решений по повышению качества образования;
* Распределения бюджетных мест в образовательных организациях;
* Разработки и совершенствования образовательных программ;
* Поощрения и поддержки образовательных организаций и педагогических работников, достигших высоких показателей в сфере качества образования;
* Выявления и устранения отставаний в подготовке обучающихся и выпускников.
**Независимые эксперты**
Независимые эксперты, привлекаемые к проведению НОКП, должны соответствовать следующим требованиям:
* Иметь высшее образование по соответствующему направлению подготовки;
* Обладать необходимыми знаниями и опытом в сфере педагогики и психологии;
* Иметь опыт работы в качестве эксперта в сфере качества образования;
* Пройти специальную подготовку для проведения НОКП.
Отбор независимых экспертов осуществляется конкурсным путем на основе оценки их квалификации и опыта.
**Значимость НОКП**
НОКП играет важную роль в обеспечении качества образования в России. Проведение НОКП позволяет:
* Определить уровень подготовки обучающихся и выпускников, соответствующий требованиям ФГОС;
* Сравнить качество подготовки обучающихся в разных образовательных организациях;
* Выявить сильные и слабые стороны образовательного процесса;
* Принять меры по повышению качества образования и устранению недостатков в образовательных организациях.
Таким образом, НОКП является неотъемлемой частью системы обеспечения качества образования в Российской Федерации. Ее проведение позволяет получить объективную и достоверную информацию о реальном уровне подготовки обучающихся и выпускников, а также способствует повышению качества образования и престижа российского образования в мире. См.: получение лицензии на образовательную деятельность