Определение образовательной деятельности по законодательству
25.05.2024 **Образовательная деятельность: понятие, сущность, принципы, формы и методы**Образовательная деятельность – это целенаправленный, организованный и социально-значимый процесс взаимодействия субъектов образования, направленный на усвоение обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций, формирование и развитие их личностных качеств, мировоззрения и ценностей.
Сущность образовательной деятельности определяется следующими положениями:
* **Целенаправленность:** образовательная деятельность имеет четкие цели и задачи, которые определяются образовательными программами и стандартами.
* **Организованность:** образовательная деятельность происходит в соответствии с определенными правилами и процедурами, закрепленными в нормативных актах.
* **Социальная значимость:** образовательная деятельность направлена на удовлетворение потребностей общества в квалифицированных кадрах, а также на воспитание и социализацию подрастающего поколения.
* **Взаимодействие субъектов образования:** образовательная деятельность осуществляется во взаимодействии между обучающимися, педагогами, администрацией образовательной организации и другими субъектами образовательного процесса.
* **Индивидуализация:** образовательная деятельность учитывает индивидуальные особенности обучающихся и направлена на их всестороннее развитие.
* **Непрерывность:** образовательная деятельность осуществляется на протяжении всей жизни человека и включает в себя формальное, неформальное и информальное образование.
Образовательная деятельность осуществляется на основе следующих принципов:
* **Гуманизм:** уважение к личности обучающегося, признание его прав и свобод.
* **Демократизм:** равенство всех участников образовательного процесса, открытость и доступность образования.
* **Научность:** соответствие содержания и методов обучения современным научным знаниям и достижениям.
* **Системность:** взаимосвязь и последовательность учебного материала в соответствии с логикой изучаемого предмета.
* **Индивидуализация:** учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся, ориентация на их всестороннее развитие.
* **Практикоориентированность:** связь образовательного процесса с реальной практикой, формирование у обучающихся практических умений и навыков.
* **Открытость:** сотрудничество с другими образовательными организациями, социальными партнерами и общественными объединениями.
Образовательная деятельность может осуществляться в различных формах:
* **Очное обучение:** традиционная форма обучения, при которой обучающиеся посещают образовательную организацию по установленному расписанию.
* **Очно-заочное обучение:** смешанная форма обучения, при которой часть учебного времени обучающиеся проводят в образовательной организации, а часть – самостоятельно, изучая учебные материалы и выполняя задания.
* **Заочное обучение:** форма обучения, при которой обучающиеся изучают учебные материалы и выполняют задания самостоятельно, а в образовательную организацию приезжают на сессии для консультаций и сдачи экзаменов.
* **Дистанционное обучение:** форма обучения, при которой образовательная деятельность осуществляется с использованием информационных и коммуникационных технологий в удаленном режиме.
* **Семейное обучение:** форма обучения, при которой обучающийся получает образование в семье под руководством родителей или законных представителей.
* **Самообразование:** форма обучения, при которой обучающийся самостоятельно осваивает учебные материалы и приобретает необходимые знания и умения.
В образовательной деятельности используются различные методы обучения:
* **Словесные методы:** лекции, беседы, объяснения, дискуссии, рассказы.
* **Наглядные методы:** демонстрации, показ иллюстраций, видеоматериалов, лабораторные работы.
* **Практические методы:** упражнения, практические работы, лабораторные эксперименты.
* **Интерактивные методы:** деловые и ролевые игры, проектная деятельность, проблемное обучение.
* **Исследовательские методы:** проектная деятельность, исследовательские работы, научные эксперименты.
* **Информационно-коммуникационные методы:** использование компьютерных технологий, онлайн-ресурсов, вебинаров, электронных курсов.
Выбор конкретных методов обучения зависит от содержания учебного материала, уровня подготовки обучающихся, целей и задач образовательной деятельности.
Образовательная деятельность включает в себя несколько основных направлений:
* **Воспитание:** формирование нравственных, духовных, патриотических, эстетических и других ценностей у обучающихся.
* **Развитие:** раскрытие индивидуальных способностей обучающихся, развитие их интеллектуального, творческого, физического и духовно-нравственного потенциала.
* **Обучение:** освоение обучающимися знаний, умений, навыков и компетенций в соответствии с установленными образовательными стандартами.
* **Социализация:** подготовка обучающихся к жизни в обществе, формирование у них социальных норм и правил поведения, развитие коммуникативных навыков.
Образовательная деятельность имеет огромное значение для общества и личности:
* Способствует формированию и развитию интеллектуального потенциала нации.
* Обеспечивает подготовку квалифицированных кадров для различных отраслей экономики и сфер деятельности.
* Социализирует обучающихся, формирует у них гражданскую позицию, нравственные ценности и культурные нормы.
* Развивает творческий и инновационный потенциал личности, способствует созданию новых знаний и технологий.
* Удовлетворяет потребности в образовании людей разного возраста, социального положения и образовательного уровня.
См также: Лицензирование образовательной деятельности – помощь в оформлении