В законе четко сказано, что, если патентование изобретений применяется в лекарствах, которые продаются по рецепту врачей в аптеках, то такие изобретения разрешается использовать только один раз. Подобную формулировку можно встретить в законодательстве многих стран мира. Считается, что производство лекарственного препарата с целью хранения и продажи не относится к единичному использованию.
Получается, что выпуск такого медикамента про запас становится незаконным, так как нарушает права владельца патента. Если же лекарства используются для целей, не связанных с бизнесом, то, естественно, такое использование не предусматривает получение каких-либо доходов. Даже если обладатель патента согласен на то, что на российский рынок попадет товар, в котором применяется его открытие или промобразец на основе этого патента (более подробно этот вопрос рассматривается в статье 1359 Гражданского Кодекса), такая операция ущемляет права патентообладателя.
У нее даже есть свое название – «принцип исчерпания прав», то есть одобрение собственника патента на введение его изобретения в товарооборот нужен только один раз. Далее он не требуется. Отметим, что такое правило применимо только тогда, когда речь идет о материальном объекте. Существует некоторое отклонение от этой нормы. В статье 1360 Гражданского Кодекса сказано, что иногда Правительство России может применить патент или промобразец на его основе без согласия владельца патента, но только в исключительных случаях (для улучшения обороноспособности страны или при угрозе безопасности). Патентообладатель в ближайшее время получает уведомление и соответствующее денежное вознаграждение от государства. Подобная ситуация может считаться примером ограничения исключительного права.