Управление образовательной организацией
25.05.2024 **Управление образовательной организацией**Управление образовательной организацией представляет собой процесс целенаправленного воздействия на деятельность образовательной организации с целью обеспечения ее эффективного функционирования и развития. Управление образовательной организацией предполагает решение следующих основных задач:
* Определение стратегических целей и задач образовательной организации;
* Планирование и организация деятельности образовательной организации;
* Контроль и оценка результатов деятельности образовательной организации;
* Регулирование деятельности образовательной организации в соответствии с изменяющимися условиями внешней и внутренней среды.
Структура управленческой деятельности в образовательной организации включает в себя следующие основные элементы:
* Целеполагание;
* Планирование;
* Организация;
* Контроль;
* Регулирование.
Целеполагание представляет собой процесс определения стратегических целей и задач образовательной организации. Планирование включает в себя разработку планов деятельности образовательной организации на различные временные периоды (стратегическое, тактическое и оперативное планирование). Организация предполагает создание организационной структуры образовательной организации, а также установление и распределение полномочий и ответственности между сотрудниками. Контроль заключается в систематическом сборе и анализе информации о результатах деятельности образовательной организации с целью выявления отклонений от запланированных показателей. Регулирование представляет собой процесс внесения корректировок в деятельность образовательной организации на основе результатов контроля.
Управление образовательной организацией осуществляется на следующих уровнях:
* Уровень образовательного учреждения (школы, детского сада, вуза);
* Уровень муниципального образования;
* Уровень субъекта Российской Федерации;
* Федеральный уровень.
На каждом уровне управления образовательной организацией принимаются свои решения, которые должны соответствовать стратегическим целям и задачам образовательной организации и осуществляться в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования.
Субъектами управления образовательной организацией являются:
* Руководитель образовательной организации;
* Заместители руководителя образовательной организации;
* Педагогические работники образовательной организации;
* Родители (законные представители) обучающихся;
* Органы управления образовательной организацией (управляющий совет, педагогический совет, родительский комитет).
Объектами управления образовательной организацией являются:
* Образовательная деятельность;
* Воспитательная деятельность;
* Финансово-экономическая деятельность;
* Административно-хозяйственная деятельность.
Методы управления образовательной организацией представляют собой способы воздействия субъектов управления на объекты управления с целью достижения поставленных целей и задач. К основным методам управления образовательной организацией относятся:
* Административные методы (приказ, распоряжение, указание);
* Экономические методы (финансирование, материальное стимулирование, ценообразование);
* Социально-психологические методы (убеждение, внушение, пример);
* Педагогические методы (воспитание, обучение, консультирование).
Управление образовательной организацией осуществляется на основе следующих принципов:
* Единство и целостность;
* Демократичность и коллегиальность;
* Научность;
* Гуманизм;
* Эффективность.
Единство и целостность управления образовательной организацией предполагает согласованность действий всех субъектов управления на всех уровнях управления. Демократичность и коллегиальность управления образовательной организацией обеспечивают учет мнений всех заинтересованных сторон при принятии управленческих решений. Научность управления образовательной организацией означает использование современных научных достижений и передового опыта в управленческой деятельности. Гуманизм управления образовательной организацией предполагает уважение к личности каждого участника образовательного процесса и создание благоприятных условий для его развития. Эффективность управления образовательной организацией выражается в достижении поставленных целей и задач при оптимальном использовании ресурсов.
Управление образовательной организацией осуществляется посредством реализации следующих функций:
* Планирование;
* Организация;
* Контроль;
* Регулирование;
* Мотивация;
* Координация;
* Информирование;
* Анализ.
Функция планирования заключается в определении целей и задач образовательной организации на различные временные периоды и разработке планов деятельности для их достижения. Функция организации предполагает создание организационной структуры образовательной организации, а также установление и распределение полномочий и ответственности между сотрудниками. Функция контроля заключается в систематическом сборе и анализе информации о результатах деятельности образовательной организации с целью выявления отклонений от запланированных показателей. Функция регулирования представляет собой процесс внесения корректировок в деятельность образовательной организации на основе результатов контроля. Функция мотивации заключается в создании условий для стимулирования сотрудников к эффективной деятельности. Функция координации заключается в обеспечении согласованности деятельности всех подразделений и сотрудников образовательной организации. Функция информирования заключается в доведении до сотрудников образовательной организации необходимой для их деятельности информации. Функция анализа заключается в изучении и оценке деятельности образовательной организации для выявления резервов повышения ее эффективности.
**Управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС**
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предъявляет к управлению образовательной организацией новые требования. Управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС должно быть направлено на создание условий для достижения каждым обучающимся личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основных образовательных программ. Для этого необходимо:
* Переориентировать деятельность образовательной организации на формирование универсальных учебных действий;
* Разработать и реализовать новые образовательные программы, соответствующие требованиям ФГОС;
* Осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения;
* Создать условия для самостоятельной деятельности учащихся;
* Осуществлять контроль и оценку образовательных результатов на основе требований ФГОС.
К современным тенденциям в управлении образовательными организациями относятся:
* Децентрализация управления образованием;
* Повышение роли общественности в управлении образованием;
* Переход на проектное управление;
* Внедрение информационных технологий в управление образованием;
* Развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Децентрализация управления образованием предполагает передачу полномочий от федерального и регионального уровней на уровень муниципалитетов и самих образовательных организаций. Повышение роли общественности в управлении образованием выражается в участии представителей общественности в работе органов управления образовательных организаций и принятии решений по вопросам образования. Переход на проектное управление предполагает реализацию деятельности образовательных организаций на основе проектов, которые направлены на достижение конкретных целей и задач. Внедрение информационных технологий в управление образованием позволяет повысить эффективность управления за счет использования современных информационных и коммуникационных технологий. Развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций направлено на создание единого образовательного пространства и обеспечения доступа к качественным образовательным ресурсам для всех участников образовательного процесса. См.: Заключение Роспотребнадзора на образовательную деятельность