Законодательные требования к организации воспитания обучающихся

10.06.2024  Требования к организации воспитания обучающихся 

  * Воспитание обучающихся является неотъемлемой частью образовательного процесса и направлено на формирование их личностных, социальных, гражданских и интеллектуальных качеств, навыков и умений, необходимых для успешной социализации и реализации общественно значимых целей и задач.
* Требования к организации воспитания обучающихся определены в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
* Воспитание обучающихся осуществляется на основе, обеспечивающей целостность и комплексность воспитательных воздействий на протяжении всего периода обучения, с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей обучающихся, их индивидуальных потребностей и интересов, общественных традиций.
* Воспитательная работа в образовательной организации должна строиться на принципах уважения к личности обучающегося, учета его прав и свобод, свободы совести и убеждений, признания его уникальности, индивидуальности и самоценности, формирования у обучающихся нравственной позиции, основанной на осознанном выборе добра, милосердия, справедливости, толерантности, патриотизма и ответственности за свои поступки.
* Важным условием организации воспитательной работы в образовательной организации является взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, администрацию и общественные объединения.

**Цель воспитания обучающихся**

Целью воспитания обучающихся является формирование духовно-нравственной, творческой, социально активной, физически развитой и социально ответственной личности обучающегося, способной к самореализации, самоопределению и самосовершенствованию в социокультурном пространстве.

**Задачи воспитания обучающихся**

* Создание благоприятных условий для самореализации, развития способностей и удовлетворения потребностей обучающихся, формирования их мировоззрения, жизненных ценностей и личностных смыслов, гражданской ответственности, трудолюбия, толерантности и взаимоуважения.
* Развитие творческого потенциала обучающихся, их познавательных и исследовательских способностей, навыков самостоятельного приобретения и применения знаний, формирования умений и развития навыков самоорганизации.
* Воспитание у обучающихся патриотизма, любви к Родине, готовности служить Отечеству, уважения к его истории и традициям, а также к другим странам и народам.
* Формирование у обучающихся толерантного отношения к другим мнениям, традициям, культуре и религии, развитие диалоговых форм взаимодействия в многокультурном обществе.
* Подготовка обучающихся к жизни в современном обществе, к осознанному выбору профессии и жизненным ориентирам, к выполнению будущих социальных ролей, к самостоятельной и ответственной жизни, к участию в общественной деятельности, к межличностному и межкультурному общению.
* Забота о физическом и психическом здоровье и благополучии обучающихся, формирование здорового образа жизни, предупреждение и преодоление различных зависимостей.
* Создание условий для формирования у обучающихся навыков и умений для здорового образа жизни, сохранения и укрепления физического и психического здоровья.

**Принципы воспитания обучающихся**

* Принцип гуманизации воспитания, предполагающий уважение достоинства и прав обучающегося, учёт его индивидуальных особенностей и потребностей, создание благоприятных условий для его развития.
* Принцип сотрудничества, основанный на взаимодействии всех субъектов воспитательного процесса, объединении их усилий для достижения поставленных целей.
* Принцип демократизации, заключающийся в участии обучающихся в планировании, организации и реализации воспитательных мероприятий, в создании самоуправляемых форм деятельности.
* Принцип системности, обеспечивающий целостность и комплексность воспитательных воздействий, согласованность действий всех участников воспитательного процесса.
* Принцип культуросообразности, предполагающий опору на ценности и традиции российской и мировой культуры, формирование приобщения обучающихся к культурному наследию.
* Принцип индивидуального подхода, учитывающий индивидуальные особенности и потребности каждого обучающегося, создание условий для его самореализации и самосовершенствования.
* Принцип ориентации на успех, предусматривающий создание условий для достижения обучающимся успехов в различных видах деятельности, поощрение и поддержку его инициативы и творчества.

**Основные направления воспитания обучающихся**

* Гражданско-патриотическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся гуманистических ценностей и качеств, патриотизма, чувства сопричастности, долга и ответственности за судьбу своей страны и её народа.
* Духовно-нравственное воспитание, ориентированное на развитие у обучающихся моральных принципов, нравственного сознания, уважения к духовно-нравственным нормам, традициям и ценностям народов России и человечества.
* Физическое воспитание и формирование культуры здоровья, способствующее укреплению физического и психического здоровья обучающихся, развитию у них привычек здорового образа жизни и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом.
* Трудовое воспитание, формирующее у обучающихся трудолюбие, сознательное и творческое отношение к труду, чувство ответственности за свой труд и результаты труда.
* Экологическое воспитание, направленное на формирование у обучающихся экологической культуры, понимания взаимосвязанности человека и природы, бережного отношения к природе, умений экологически обоснованного поведения.
* Эстетическое воспитание, ориентированное на развитие у обучающихся художественного восприятия, эстетической культуры, творческого воображения, эстетических чувств, способностей и умений.

**Механизмы реализации требований к организации воспитания обучающихся**

* Разработка и принятие программ и планов воспитательной работы, реализующих принципы и задачи воспитания обучающихся.
* Создание системы внеурочной деятельности, направленной на удовлетворение образовательных и творческих потребностей обучающихся.
* Осуществление взаимодействия с общественными организациями, родителями (законными представителями) обучающихся, учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта, здравоохранения и другими организациями в целях воспитания обучающихся.
* Использование современных образовательных технологий, форм и методов воспитательной работы с обучающимися.
* Организация работы педагогических работников, направленной на развитие их профессиональной компетентности в области воспитания.
* Оценка эффективности воспитательной деятельности образовательных организаций в целях ее совершенствования и достижения поставленных целей воспитания обучающихся.

**Контроль и оценка воспитательной деятельности**

* Контроль и оценка воспитательной деятельности образовательной организации осуществляется в соответствии с локальными нормативными актами, принятыми в установленном порядке.
* Контролю подлежат все аспекты воспитательной деятельности образовательной организации, в том числе:
    * соответствие воспитательной деятельности требованиям Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" и иных нормативно-правовых актов;
    * соблюдение прав и свобод обучающихся;
    * достижение поставленных целей и задач воспитания обучающихся;
    * эффективность использования ресурсов, выделяемых на воспитательную деятельность;
    * уровень профессиональной компетентности педагогических работников в области воспитания;
    * уровень удовлетворенности обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогических работников результатами воспитательной деятельности.
* Оценка эффективности воспитательной деятельности образовательной организации проводится на основе анализа результатов воспитательной деятельности, в том числе:
    * анкетирования, опросов и интервью обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
    * анализа отчетов о результатах воспитательной деятельности;
    * изучения показателей участия обучающихся в общественно значимых мероприятиях;
    * обобщения результатов диагностики личностных качеств обучающихся.
См. также: получить лицензию на образовательную деятельность в Москве

Заказать звонок

Укажите свой контактный телефон, и мы перезвоним вам в течении 5 минут

Отправить заявку
Прикрепить свои файлы